П. И. Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик» The Nutcracker Сюита, как и сам балет, начинается с небольшой увертюры, легкой, изящной, в характере быстрого марша, слегка напоминающего марш деревянных солдатиков из фортепианного «Детского альбома». Вначале звучат легкие стаккато у скрипок и альтов divisi, постепенно подключаются другие инструменты — флейта, затем кларнет, гобой, позвякивание треугольника... Вторая тема более лирична, певуча, но не нарушает общего светлого, безмятежного настроения. На всем протяжении увертюры звучность ни разу не утяжеляется медными инструментами. Она тонка, прихотлива, словно кружевная вязь прозрачной фактуры. Во втором разделе сюиты, названном Характерные танцы, звучат шесть номеров из дивертисмента II акта. Их открывает марш — прозрачно оркестрованный, начинающийся отрывистыми аккордами духовых и постепенно достигающий мощного, почти туттийного звучания. Далее следует танец феи Драже, которую композитор рисует нежными звуками челесты — инструмента, недавно изобретенного и впервые в России примененного Чайковским. Его сменяет Трепак (русский танец, первоначально он был назван «Русский пряник»), быстрый, задорный, основанный на плясовой теме, близкой русским народным, с плотной, шумной оркестровкой. «Кофе» (арабский танец) составляет яркий контраст предшествующему номеру. Чайковский не стремится передать именно арабский характер: его интересует общий восточный колорит. В основе танца —мелодия грузинской песни «Спи, фиалка», записанной М. Ипполитовым-Ивановым на Кавказе. Музыку отличает нежный, слегка грустный характер, тонкость колорита. На протяжении всего номера плавная, прихотливо изукрашенная мелодия, постоянное звучание пустой квинты в аккомпанементе, дробь малого барабана, заунывный мотив рефрена песни создают яркий образ Востока. «Чай» (китайский танец) построен на изящных, полных выдумки контрастах: комического эффекта отрывистых звуков фаготов в низком регистре и легких пассажей флейт, чередующихся с пиццикато струнных. Танец пастушков, изящный, несколько жеманный, передает впечатление от фарфоровых фигурок XVIII века. Заключает сюиту «Вальс цветов» — широко развернутый, изобретательно и красочно оркестрованный. Он открывается торжественными вступительными аккордами, интонирующими вальсовую тему, которая затем разворачивается, сопровождаемая переливами арфы, развивается у кларнета соло, сменяется другими, столь же радостными, светлыми мелодиями. Финал вальса — торжествующий апофеоз счастья.

Теги других блогов: музыка балет Щелкунчик